Запись на прием

по телефонам:
8-917-4040-939


«Пивное» сердце из соседнего киоска

Пристрастие к напитку может обернуться катастрофой

Консультирует врач-психотерапевт доктор медицинских наук Радик МАСАГУТОВ. Напоминаем, что задать вопрос и записаться на прием к доктору можно по телефону 8-917-4040-939.

— Радик Мидхатович, в последнее время развернулись нешуточные страсти вокруг пива. Депутаты Государственной Думы пытаются ограничить рекламу пива и его употребление в общественных местах. Производители и любители этого популярного напитка, напротив, доказывают его необходимость для российского общества, поскольку пиво якобы вытесняет с рынка более крепкие алкогольные напитки — водку, например. Есть даже аргументы в пользу употребления пива для здоровья. В то же время специалисты говорят об эпидемии «пивного алкоголизма» среди российских подростков. Какова, на ваш взгляд, реальная ситуация? Действительно ли проблема пивного алкоголизма стоит так остро?

— Естественно, любой здравомыслящий человек понимает, что ситуация сложилась ненормальная. Дошло до того, что пивные киоски зачастую располагаются рядом со школой и пиво продают даже семиклассникам. «Стада» молодых людей и девушек бродят по скверам и площадям, с баллоном хмельного напитка в одной руке и сигаретой в другой.

Первое знакомство с пивом часто происходит в возрасте уже 8 — 9 лет, а в практике наркологов не редкость, когда подростки выпивают до 3 — 4 литров пива (что в пересчете составляет одну бутылку водки) в день! Не удивительно, что у этих молодых людей рано или поздно обязательно сформируется так называемый «пивной алкоголизм». Эта проблема не нова. Еще в Англии ХIХ века пытались бороться с пьянством путем вытеснения крепких напитков пивом. Но ничего не вышло — пить стали еще больше! Даже знаменитый Бисмарк, первый рейхсканцлер Германии, страны, имеющей многовековые традиции пивоварения, говорил: «От пива появляется глупость, лень и половое бессилие». Пивной алкоголизм развивается по тем же законам, что и водочный, поскольку связан с содержанием в обоих напитках этилового спирта (в водке — 40%, в пиве — от 3 до 12%). Хотя пиво и менее крепкий напиток, в чем-то оно гораздо опаснее водки. Например, в отличие от водки, никакого формального повода для его употребления не требуется. Подойти к ларьку и купить пива в любое время суток в наше время так же естественно, как выпить чашку кофе утром. Профессиональные маркетологи и психологи из рекламного бизнеса на протяжении ряда лет создавали иллюзию, что пиво — это что-то вроде фанты или кока-колы. С экранов телевизора, с рекламных щитов подспудно внушалась мысль: глоток «свежего» напитка сулит фантастические перспективы — красивых девушек, заморские пляжи, путешествия, социальный успех. Реклама, не стесняясь, эксплуатирует самые базовые (инстинктивные) потребности человека — жажду, сексуальность, чувство безопасности и превосходства, а также специфическую для подростков реакцию группирования («быть как все», «быть модным»). Пиво в отличие от водки обладает более приятным вкусом и цветом, что создает иллюзию благородного напитка, притупляя чувство опасности. Кстати, исследования психологов показали, что люди, считающие себя любителями и знатоками хорошего пива, не могут отличить по вкусу свой любимый напиток, когда в эксперименте им «подсовывали» другой, менее качественный сорт. Это доказывает, что на самом деле постоянный потребитель пьет пиво не из-за его «отменного» вкуса, а вследствие зависимости от содержащегося в нем спирта. Кроме того, пиво обладает особым успокаивающим действием, что также способствует более быстрому привыканию. По последним данным, в возрастной категории 15 — 18 лет у подавляющей части российских подростков (свыше 70%) алкоголизм развивается вследствие злоупотребления именно легкими алкогольными напитками (пиво, джин-тоник). И именно среди этих подростков выше распространенность употребления марихуаны, в отличие от «водочных» алкоголиков. По сути, приобщаясь к пиву, подросток приобщается к субкультуре «гедонизма» — праздного времяпрепровождения, без четких целей в жизни. Как правило, у него не остается времени на личностный рост — учебу, спорт, музыку, книги. Неумеренное употребление пива ведет и к тяжелым медицинским последствиям. В частности, пиво содержит фитоэстрогены — аналог женских половых гормонов, что может вызвать появление женских форм (груди, широкого таза) у юношей и нарушение гормональной регуляции у девушек.

А вот красивая пена в бокале пива достигается, увы, при помощи химических соединений кобальта, содержание которого в сердечной мышце у любителей пива начинает превышать допустимую норму в десятки раз. Это приводит к синдрому «пивного сердца». Дряблые мышцы не могут «качать» кровь в нужном объеме, развивается ишемическая болезнь, гипертония. К тому же концентрация сивушных масел, метанола, альдегидов и эфиров в пиве в десятки раз выше, чем в водке. По этим показателям оно приближается к самогону. Да, «живое» пиво насыщено полезными пивными дрожжами, микро- и макроэлементами, витамином РР. Но такой ценный напиток должен быть реализован в течение максимум (!) трех суток после его приготовления. Поэтому на заводе пиво тщательно фильтруют, убивая все полезные биологически активные компоненты. Если заявленный срок хранения составляет несколько месяцев, то в напитке обязательно присутствуют консерванты. Напоследок самые простые советы родителям: не бойтесь занять твердую отрицательную позицию по отношению к пиву! И уж тем более не делайте его семейным напитком, сближающим «отцов и детей». Обращайтесь к специалисту, даже если вы всего лишь несколько раз почувствовали запах пива от вашего ребенка: пристрастие к напитку может обернуться жизненной катастрофой.
Перепечатка информации с сайта www.masagutov.ru, возможна только с указанием активной гиперссылки на источник.
2018г. Масагутов Радик Мидхатович. Все права сохранены. Психотерапевт в Уфе, Психотерапевт Уфа. Разработка сайта www.goinweb.ru |