Запись на прием

по телефонам:
8-917-4040-939


Деньги «жгут», когда нужен праздник

Консультирует врач-психотерапевт, профессор кафедры психиатрии медицинского университета, доктор медицинских наук Р. М. МАСАГУТОВ. Задать вопрос и записаться на прием к доктору можно по телефону 8-917-4040-939.

«Сколько же есть вещей, без которых можно прожить!»
Сократ, V век до нашей эры.

— Радик Мидхатович, перед Новым годом на распродажах я накупила разной одежды и всяких безделушек. Красные ценники с цифрами «скидка до 50 процентов» действовали на меня магически — я просто не могла остановиться! Вернувшись домой, перебрала накупленные в «угаре» вещи и обнаружила: некоторые из них даже не моего размера! Муж ругается, денег жалко — лучше бы на отдых копила…

— Все знают, что женщины любят ходить по магазинам, а мужчины — нет. Ученые подсчитали: семейная пара может провести в магазине в среднем не более 1 часа и 12 минут, а затем муж начинает нервничать и злиться, в то время как жена готова продолжать шоппинг (от англ. shop — магазин). Есть мнение, что любовь женщин к рассматриванию витрин восходит к древнему инстинкту «собирательства», в то время как у мужчин инстинкт «охотника» требует быстро поразить цель. К тому же женщин гораздо больше волнуют вопросы личной привлекательности и домашнего уюта. Поэтому среди лиц, страдающих психологической зависимостью от покупок («шопоголизмом», компульсивным шоппингом, ониоманией), 80 — 90 процентов — женщины. Случаев этого заболевания становится все больше (в США, например, страдает каждый двенадцатый), по мере того как мы сами становимся «обществом потребления». Ведь социальный успех все чаще ассоциируется с возможностями приобретать дорогие вещи или их эквивалент. Производители тоже не дремлют, изобретая все новые и новые формы стимулирования покупательской активности, в том числе путем рекламы, формирующей искусственные потребности, сезонных и предновогодних распродаж. Покупательская активность базируется на разных психологических механизмах: тут и момент психического заражения («все покупают, чем я хуже?»), и желание сэкономить («купить две пары по цене одной»), и бессознательная попытка повысить свой социальный статус. Последний механизм активно эксплуатируют, например, авиакомпании, предлагающие перелет «в бизнес классе по цене эконом класса». К сожалению, для некоторых людей трата денег становится единственным способом снять психологическое напряжение. Василий Шукшин в «Калине красной» так описывает это состояние:

«…Я волнуюсь, потому что мне деньги жгут ляжку… Их же надо пристроить… Нужен праздник…» Здесь ясно видно, что важна не цель (купить необходимую вещь), а «сам процесс» покупки «неважночего», приносящий эмоциональную разрядку. В принципе, сам по себе такой способ не так уж и плох, а в глянцевых журналах читательницам частенько советуют «поднимать настроение» походом по магазинам. Есть даже мнение, что снимаемое таким образом напряжение не выльется во что-нибудь худшее, например, в тяжелый невроз или гипертонию. Однако ониоманы, к сожалению, попадают в замкнутый круг: первоначальное напряжение (раздражительность, тревога, чувство одиночества) — процесс покупки с эмоциональной разрядкой — чувство вины и разочарования от напрасной траты денег. Такой цикл весьма напоминает наркоманический — от укола до укола. Привычка бежать в магазин за «простыми радостями» мешает осознанию реальных психологических проблем, а их, как показывает практика, у шоппинг-наркоманов в избытке. По-сути, это регресс личности, то есть возврат к детским, незрелым способам справляться со стрессом: делая подарок «себе любимому», ониоманы как бы компенсируют недостающую им (возможно, уже с раннего детства) любовь. Исследования таких больных показали нарушения в работе отделов головного мозга, ответственных за формирование эмоций и самоконтроль, а также выявили нарушение серотонинового обмена. Несмотря на снисходительное отношение друзей и знакомых (ониоманы могут восприниматься как неудачники или безответственные люди), на самом деле это — настоящее психическое расстройство, которое может закончиться весьма плачевно: разводом, огромными долгами, кражами, суицидальными попытками, даже заключением в тюрьму. Итак, каковы признаки болезненного пристрастия к магазинным покупкам?

Во-первых, это импульсивный, слабо осознанный характер покупок. Например, женщина хотела купить одну блузку, но, прежде чем поняла, она успела купить пять блузок.

Во-вторых, как и любая зависимость, ониомания имеет хронический характер и постепенно прогрессирует. Со временем ониоман может залезать в долги или покупать в кредит. Соответственно, как снежный ком нарастают финансовые и иные проблемы в семье.

В-третьих, ониоманы склонны обманывать и скрывать свои покупки, их истинную стоимость, а некоторые, испытывая чувство вины, даже возвращают купленные вещи в магазин. Наконец, для ониоманов, как и для патологических игроков в казино, характерно сверхценное и навязчивое отношение к деньгам. Напоследок приведу несколько простых советов, позволяющих избегать незапланированных покупок: всегда покупайте в строгом соответствии с заранее составленным списком. Лучше расплачиваться наличными — так трата денег становится более очевидной. Избегайте распродаж. Не носите с собой большие суммы денег. Избегайте смотреть рекламу товаров по ТВ, в журналах или газетах.

Помните, что в поездках и командировках деньги тратятся легче. Если чувствуете психологическое напряжение, займитесь интенсивными физическими упражнениями («адреналин сгорает в мышцах»). Наконец, если не можете справиться самостоятельно, посвятите в свою проблему членов семьи, друзей и обратитесь к врачу-психотерапевту.
Перепечатка информации с сайта www.masagutov.ru, возможна только с указанием активной гиперссылки на источник.
2018г. Масагутов Радик Мидхатович. Все права сохранены. Психотерапевт в Уфе, Психотерапевт Уфа. Разработка сайта www.goinweb.ru |