Запись на прием

по телефонам:
8-917-4040-939


Разум ныне в цене чеснока

Наш собеседник — Радик Масагутов, профессор кафедры психиатрии медицинского университета, доктор медицинских наук.

Известно, что душевная боль приносит человеку огромные страдания и лечится очень сложно. Не зря великий Пушкин говорил: «Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума».
В последнее время интерес к этой теме очень высок. Люди понимают, что о психическом здоровье надо заботиться ничуть не меньше, чем о физическом. А может быть, и больше, поскольку современный век скоростей и стрессов не очень благоприятен для человеческой души.

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ВЫБОРА
— Правда ли, что наше общество постепенно «сходит с ума», а количество психически больных выросло в десятки раз? Если да, то в чем вы видите причину такого явления?
— На самом деле процент тяжелых психозов остается неизменным — примерно 1—2% населения. А вот пограничные (на границе между нормой и патологией) психические расстройства действительно стали встречаться намного чаще. На съезде психиатров России, в котором я принимал участие, более половины докладов были посвящены тревоге и депрессии, современным подходам к их диагностике и лечению. Причины этого явления в основном социально-экономического характера, они хорошо известны.
— Вы имеете в виду расслоение общества, обнищание населения? Но ведь не все так плохо, как это порой хотят представить средства массовой информации. В городе пробки из автомобилей, многие отдыхают за границей. И, как известно, болеют далеко не только бедные…
— Вы правы. Тревожные и депрессивные расстройства стремительно распространяются среди социально активной части населения. Но это очевидный парадокс. Ведь нет прямой связи между количеством денег и психологическим комфортом. Не зря в народе говорят: «Не в деньгах счастье», это давно доказано и специальными психологическими исследованиями. В конце 80-х годов прошлого века на русский язык была переведена книга Майкла Аргайла «Психология счастья», в которой это хорошо проиллюстрировано.
Проблема современного человека, на мой взгляд, в предоставлении ему свободы выбора. В советское время жизнь любого человека была предопределена государством, которое ему указывало: во что верить, что строить и как жить. Четкая регламентация всех аспектов жизни избавляла от необходимости выбора. А сделать выбор и нести за него ответственность — сильный стресс. Приведу простой пример. Вспомните эпоху дефицита, когда вы радовались любому флакончику французских духов, который смогли каким-то чудом достать. А сейчас? Вы можете провести в парфюмерной лавке не один час, находясь в ситуации мучительного выбора: какой запах лучше? Попробуйте перенести этот пример на все остальные сферы вашей жизни, и вы поймете, как трудно жить, имея свободу выбора. Даже если это всего лишь иллюзия выбора, как в случае с телевизионными каналами, например. Именно поэтому многие скучают по временам социализма. Но это просто психологическая защитная реакция, смысл которой — избавиться от страха неизвестности. С проблемой выбора тесно связано и ощущение осмысленности жизни. Помню, один студент-выпускник пришел ко мне за советом, что ему делать: стать врачом или уйти в бизнес? Никогда не забуду выражение мучительной борьбы на его лице.
— И что вы ему посоветовали?
— Сказал, что он сам должен сделать выбор. Что это вопрос философский, вопрос его понимания смысла жизни.
— Что нужно сделать, чтобы противостоять современному стрессу выбора? Как бороться с тотальной тревогой и депрессией?
— Постепенно отвыкать от привычки надеяться на кого-то. Прекратить бояться психиатров и принимать алкоголь как успокаивающее, снотворное и антидепрессивное средство «в одном флаконе». Во всем мире для этих целей давно принимают специальные лекарства.
— Но ведь лекарства могут вызвать зависимость, нанести вред печени или почкам? Не лучше ли психотерапия?
— Психотерапия — это прекрасный и полностью безопасный метод. Но, к сожалению, в большинстве случаев (клинически выраженных, я подчеркиваю) необходимо комбинированное лечение. Нужно понять, что принимать лекарства месяцами и даже годами — это «меньшее из зол» по сравнению с разрушительными последствиями стресса и хронической депрессии. Новейшими исследованиями доказано, что при стрессе и депрессии разрушаются важные участки мозга (поэтому страдает память, внимание и мышление депрессивных больных), хотя раньше было принято считать, что депрессия — лишь временное нарушение функций мозга. Не зря 60 процентов населения США и Европы справляются с ежедневным стрессом при помощи эпизодического или регулярного приема снотворных и антидепрессивных средств. Никто не спорит, что больные сахарным диабетом или гипертонией должны принимать свои лекарства всю жизнь. Но мозг — такой же орган тела, как и другие, и тоже нуждается в поддержке. К слову сказать, к современным лекарствам от тревоги и депрессии теперь предъявляются высочайшие требования, прежде всего к безопасности и удобству приема. На создание одного такого препарата и внедрения его в клиническую практику фирма-производитель тратит примерно 1 миллиард (!) долларов США. Мое глубокое убеждение, что распознавать патологическую тревогу и депрессию и назначать современные препараты должны терапевты и неврологи, а не только психиатры. Тем более, что как минимум 30% постоянных посетителей самой обычной поликлиники — это тревожные и депрессивные больные.
— А какова ситуация в Уфе и республике?
— В нынешнем году в Уфе насчитывается 34329 больных. Но эта цифра не отражает истинного положения. На учет встают лишь те, кто рискнул прийти к психиатру — им было уже невмоготу в одиночку переносить страдания.
Если сравнить цифры по республике за последние 15 лет, то ситуация, увы, не радостная. В 1991 году к психиатрам обратились с непсихотическими, то есть пограничными состояниями, 23 тысячи человек, в 1999-м — 45, а в 2005-м — уже 62 тысячи. Рост почти в три раза.
По Уфе статистика еще более тревожная.
В 1991 году на 100 тысяч человек приходилось 1600 страдающих непсихотическими состояниями, в 1999-м — 3200, а в нынешнем году — 4600.
— Депрессии, тревоги, фобии приносят страдания самому человеку. Но агрессия — тоже своего рода психические расстройство. Зачастую здесь приходится вмешиваться органам правопорядка. В чем причина растущей агрессивности наших сограждан, особенно юных?
— Психиатры всего мира едины во мнении, что телевидение в последние годы ведет разрушительную работу в умах и сердцах людей. Огромное количество боевиков с потоками крови на экране постепенно притупляет в подростках чувство сострадания. Жизнь человека из великой ценности превращается в нечто, не имеющее значения. Психиатры бьют тревогу на всех уровнях, но ничего не меняется. Вся надежда на разум родителей, которые ограничат детям доступ к вредным фильмам и передачам. Но растущая агрессия людей, которые черпают преступные приемы из кровавых детективов, убеждает, что ситуация выходит из-под контроля. К сожалению, руководители телеканалов в своей деятельности исходят только из соображений материальной выгоды. И это нам еще откликнется бедой.

МИНА С ЧАСОВЫМ МЕХАНИЗМОМ
— О деструктивной роли телевидения. Что ему можно противопоставить?
— Недавно я прочитал очень интересную и глубокую книгу о телевидении «Манипуляция сознанием» известного политолога Сергея Кара-Мурзы. Он пытался объяснить психологические приемы, при помощи которых ТВ способно «промывать мозги» телезрителей. Расширяя свои знания, можно научиться этому противостоять. Как говорится, «врага нужно знать в лицо». Феномен «чернухи» на нашем ТВ известен давно и, к сожалению, до сих пор актуален. Как считает Кара-Мурза, «непрерывная бомбардировка» сознания плохими новостями создает ощущение непрерывного кризиса, повышает нервозность и внушаемость. С точки зрения психологии, это абсолютно правильно. Нервозность (а точнее, тревожность) как результат сотворенного ТВ мифа о том, что «мир является опасным местом», действительно способна извратить восприятие и мышление обывателя. (В какой-то мере это отражено в пословице: «Пуганая ворона куста боится!».) Тревога усиливается за счет ложной сенсационности новостей, якобы их особой важности и срочности. Само слово «сенсация» происходит от латинского «sensus» (чувство). Сенсация нужна, чтобы взбудоражить чувства зрителя — чем сильнее, тем лучше. Сильные чувства оказывают наркотический эффект привыкания, психологической зависимости. Зритель начинает чаще включать телевизор, а это увеличивает рейтинг, стоимость рекламы и прибыль телеканала. Гипнотизерам и мошенникам хорошо известен эффект сенсационности, прием неожиданного слова или действия, которые ставят человека в тупик, вводят в состояние растерянности, кратковременно измененного сознания (транса). Возникновение транса объясняется тем, что мозг концентрирует все усилия в попытке понять: «Что бы это значило?». Соответственно, восприятие ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО становится неполным, фрагментарным, нарушается критическое осмысление происходящего или произносимого. Так легче внушить («провести интервенцию», как говорят гипнологи) или, в случае мошенничества, оболванить, одурачить. Но, поскольку по-настоящему сенсационные события случаются редко, то ТВ активно создает ИЛЛЮЗИЮ сенсационности. Как отмечает Кара-Мурза, ТВ до сих пор руководствуется лозунгом: «Если собака кусает человека, то это не новость. Вот если человек кусает собаку — это новость!». При этом в погоне за привлечением внимания загружаются все каналы восприятия. Стоит внимательно приглядеться к новостным заставкам. На НТВ это часы. Казалось бы, что такого? Но в сочетании с тревожной музыкой они скорее напоминают мину с часовым механизмом, которая вот-вот взорвется. На РТР — несущиеся кони, и снова смутная ассоциация, что кого-то непременно затопчут… Телеведущие всем своим видом — мимикой, взглядом, интонацией — подчеркивают «серьезность» произошедших событий, требующих безотлагательно бросить все дела и сесть у телевизора. Вот автобус с пассажирами перевернулся, вот новый компьютерный вирус запустили… Сенсационная форма подачи любого сюжета становится самоцелью, доводится до абсурда. Теперь это просто модная тенденция на ТВ. Вспомним слегка истеричную манеру талантливого журналиста Л. Парфенова, которую карикатурно гипертрофировал ведущий программы «Максимум» Д. Пьяных. Или крикливый, на грани срыва, голос А. Малахова? Примеров искусственного возбуждения телезрителей много. Мне могут возразить, что цель любого искусства — заставить испытать эмоциональный шок. Все правильно, в этом сила искусства. Но разница в том, что в театре или цирке зритель понимает условность «шоу», происходящего на сцене, и не переносит его на свою жизнь. Многие люди признаются, что испытывают чувство крайнего раздражения и даже ненависти ко многим телепередачам, ведущим и артистам. И дело не только в однообразии и пошлости.
— Но есть простой выход — выключить телевизор, не мучиться, если передача не нравится.
— В том-то и дело, что почти любой человек психологически уязвим, зависим от ТВ. Вы не можете жить в обществе и быть от него свободным, это аксиома. Это иезуитское предложение — «выключить телевизор, если не нравится». Я рассуждаю с позиции врача, понимающего проблемы психологической зависимости. Ведь ТВ не зря называют «духовным наркотиком». Подсчитайте, например, сколько часов в день вы проводите перед телевизором. Думаю, вы будете разочарованы упущенным временем: возможностью погулять на свежем воздухе, поиграть с детьми, прочесть умную книгу... Наркотический эффект оказывает также показ ТВ таинства смерти, инцеста и др. С учетом всего сказанного вопрос о цензуре на ТВ не выглядит таким уж праздным. Ясно, что наиболее разрушительные для психики телепрограммы должны запрещаться, как это было сделано в свое время с одиозной передачей С. Доренко. Зрителей должны предупреждать о возможном психологическом вреде. К примеру, марихуана запрещена к использованию, а табак — разрешен, но на каждой пачке написано: «Минздрав предупреждает…». Вред от просмотра некоторых телепередач ничуть не меньше, чем вред от курения. ТВ выпускает продукцию, значит, должен быть контроль ее качества. Еще один аспект вредного воздействия ТВ — размывание границ между реальностью и вымыслом. Почти вся индустрия СМИ придумывает истории, якобы имевшие место в действительности. Особенностью современного телевидения является также создание искусственных и зачастую вредных потребностей. 15 лет назад юноши, а тем более девушки, не считали, что пить пиво модно и не испытывали в этом напитке потребности. (Конечно, и раньше была подростковая алкоголизация, но она не носила столь МАССОВОГО характера.) Стоит прокомментировать любимый аргумент «поборников свободы на ТВ»: «ТВ — зеркало общества, нечего на зеркало пенять». Однако если уж и сравнивать наше ТВ, то, скорее, с пианистом, который «играет, как умеет» и просит в него не стрелять. Именно журналистам нужно учиться находить баланс между нормами приличия и пресловутым «рейтингом». Для зрителя не столь важно, произойдет это благодаря внешней или внутренней цензуре.

О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИНТЕРНЕТА
— Наша страна за последние десятилетия сильно изменилась. Молодые и талантливые ученые, специалисты тысячами уезжают за рубеж. Большинство вузов в скором времени переведут на самофинансирование, высшее образование становится все менее доступным. Школа, будем честны, переживает не лучшие времена. Ясно, что все это скажется и уже сказывается на умственном потенциале нации. Радик Мидхатович, есть ли повод для тревоги? Грозит ли нации умственное оскудение?
— Интеллект нации зависит от уровня интеллекта отдельных людей. Умственные способности развиваются всю жизнь, но особенно интенсивно — в детском и юношеском возрасте. Когда-то в СССР существовала стройная и эффективная система образования. Это общепризнанный факт: согласно данным департамента образования США, 29% выпускников американских школ остаются безграмотными, в то время как в Японии — 5%, а в России — лишь 2%. За железным занавесом, в условиях информационного дефицита и скучного телевидения книги пользовались огромной популярностью. Их доставали «по блату», на них меняли макулатуру. Книги были окном в мир, глотком свежего воздуха. В те времена мой учитель психиатрии, страстный любитель книг, Владислав Дезорцев одновременно выписывал около десятка «толстых» журналов. Теперь все по-другому. Нынешние ценности как в капле воды отражаются в популярной фразе «Если ты такой умный, то почему не богатый?». Словом, как писал Омар Хайям еще 1000 лет тому назад, «разум сегодня в цене чеснока». Как психиатру, мне, естественно, приходится сталкиваться с умственно отсталыми людьми. Но их количество сильно не изменилось по сравнению с прошлыми годами… В обществе всегда существует прослойка людей с так называемой «пограничной умственной отсталостью» и гораздо более широкая прослойка интеллектуально и духовно ограниченных, «полуграмотных» людей. Вот таких граждан, думаю, стало на порядок больше. И в этом смысле угроза нации, конечно, существует.
— Каковы критерии оценки этих «полуграмотных» людей? Это те, кто не умеет читать и писать? Таких вроде у нас в стране не так много. Откуда же сведения, что их становится все больше?
— Дело в том, что для развития нормального интеллекта недостаточно лишь родиться здоровым. Ребенок способен развиваться и усваивать информацию только под влиянием окружающей среды. Если этого нет, то формируется как бы вторичная умственная отсталость. Ее еще называют «социально-педагогической запущенностью». Самый известный пример — Маугли из сказки Киплинга. Грустно расставаться с детской иллюзией, но приходится признать, что Маугли в реальности (а случаи воспитания детей в стае животных известны) должен был бы соответствовать критериям умственно отсталого пациента. Правда, такие случаи крайне редки. Гораздо чаще мы сталкиваемся с безнадзорными детьми. Их «школа» — улица, их «семья» — такие же беспризорники. У них, как выражаются психологи, нарушен процесс социализации, то есть не происходит усвоения норм и правил общежития, формирования понятий о добре и зле, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». В результате исчезает «духовная» составляющая интеллекта. Кроме того, нехватка ежедневного напряжения ума неизбежно приводит к интеллектуальному отставанию, неразвитости аналитического, критического мышления. Такие дети не больны, а безграмотны. То есть проблема из медицинской плоскости переходит в образовательную. Вы правы, под безграмотностью обычно подразумевается лишь то, что человек не умеет читать и писать. Но это понятие может употребляться и в более широком смысле: для обозначения людей, невежественных в какой-либо области знаний. Например, мы можем говорить о музыкальной безграмотности. На Западе с 1980-х годов существует даже специальный термин — «функциональная безграмотность», который означает, что человек вроде бы умеет читать и писать, но вот осмыслить прочитанное и использовать полученные сведения он не способен. Такие люди не могут заполнить заявление о приеме на работу или декларацию о налогах, понять расписание движения поездов, разобраться с юридическими документами, страховкой и так далее. Вот несколько цифр по данным департамента образования США: в стране 15 миллионов работающих взрослых являются функционально безграмотными, а 60% безработных не имеют элементарных знаний, необходимых для их подготовки к высокотехнологическому производству. Каждый год, как минимум, миллион выпускников школ в США функционально безграмотны. Например, 43% старшеклассников не знали, что первая мировая война произошла в первой половине 20 столетия, 30% — не смогли найти Францию на карте Европы. В 2004 году США занимали 49-е место в мире по грамотности населения и 28-е место в мире по грамотности в области математических наук; 20% американцев считают, что Солнце вращается вокруг Земли, а 17% убеждены, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за один день. Как тут не вспомнить юморески Задорнова о «тупых американцах»! И потому жители других стран нисколько не удивились, что американцы «избрали» президентом человека, который практически ничего не читает — даже тех докладов, которые ему приносят — и полагает, что Африка — это страна, а не континент. В других странах ситуация не лучше. Во Франции, например, каждый второй студент не сможет назвать автора «Трех мушкетеров». В Англии лишь 12% жителей смогли назвать пять мировых лидеров. Боюсь, что наша страна движется в том же направлении. Например, в Иркутске 75% старшеклассников всерьез верят в астрологию, 45% — не могли назвать причины движения небесных тел (в качестве версий назывались даже потусторонние силы и НЛО!). Из двухсот студентов 4 курса иркутского университета 100% знали свой знак Зодиака, но ни один не смог назвать причины смены фаз Луны. Как психиатр, могу отметить, что функционально безграмотные люди, очевидно, страдают узостью и излишней конкретностью мышления, не улавливают нюансы, «полутона», например, тонкую лесть или иронию, подтекст, метафору. Такая категория людей становится легкой добычей для мошенников и манипуляторов разных мастей. На них в первую очередь рассчитана и реклама, ведь недостаток критического мышления приводит к повышенной внушаемости. В 1994 году в США был снят прекрасный фильм («Форест Гамп»), получивший шесть «Оскаров». Его герой — человек с пограничной умственной отсталостью. В нем идеальные душевные качества сочетались с интеллектуальным дефектом. К сожалению, такое бывает только в кино.
— Когда-то СССР называли самой читающей страной. Сейчас, увы, чтение не столь популярно. Но если посмотреть, что предлагают книжные магазины, то думаешь, что лучше и не брать в руки эти пустые детективы и псевдофилософские опусы. С другой стороны — всеобщая компьютеризация, образовательные программы по телевидению. Как эти изменения сказываются на формировании интеллекта наших детей?
— Скажу прямо — негативно. Чтение книги и обучение при помощи ТВ или Интернета нельзя сравнивать. Ведь умная книга предполагает наличие четко структурированного текста, к которому в любом месте можно неоднократно вернуться, обдумать понравившуюся фразу, запомнить, перепроверить, «посмаковать» самые интересные места. Это позволяет создать цельную, многослойную картину сюжета, с глубоким его осмыслением. Привычка читать детективы, напротив, не обогащает ум, поскольку создает «давление безграмотности на глаз и память юных читателей». Например, в детективах суперпопулярной Татьяны Устиновой только на одной странице встречается по несколько орфографических, пунктуационных, стилистических и прочих ошибок! И эти безграмотные тексты тиражируются миллионами экземпляров. Поэтому в наше время 30-40 ошибок на вступительных экзаменах по сочинению — уже не исключение, а рядовое событие. Недавно один горе-студент, не знавший автора «Мертвых душ», с уверенностью заявил мне, что для будущего врача это «совсем не обязательно».
Телевидение формирует так называемое «клипповое мышление», так как любой сюжет ограничен временными рамками, «разорван» рекламой, страдает «мозаичностью», полон непроверенных данных, ложных стереотипов. Подумайте сами, у кого вы предпочтете лечиться? У врача, много лет изучавшего болезни по научным книгам, или у «специалиста», почерпнувшего свои знания из научно-популярных передач по ТВ? Ответ очевиден. Телевидение приучает поверхностно скользить по видеоряду, не вдумываясь в его содержание. Со временем потребность выстраивать в сознании цельную картину происходящего просто «атрофируется». Похоже, небольшой кучке медиамагнатов выгодно иметь в своем распоряжении серую, послушную массу оболваненных людей — ведь ими так легко управлять! Вот совсем свежий пример: огромная прибыль с фильма «Дневной дозор» многократно превзошла его «художественные достоинства», на что указывают рецензии критиков. Тогда в чем причина небывалой посещаемости? Секрет прост: руководитель Первого канала, беспрерывно рекламирующего фильм, и продюсер фильма — одно лицо. Как говорится, «сам себя не похвалишь…».
Но если бы дело ограничивалось только бездарными фильмами! Повышенная внушаемость населения, отсутствие критического мышления, легковерие привело к расцвету колдунов и знахарей, парапсихологов и религиозных сект. Дошло до того, что в Беслане люди платят мошеннику по 40 тыс. рублей за «воскрешение» погибших детей. Недавно в Чечне десятки молодых женщин «заражали» друг друга истерическим психозом, прямо как в средневековье!!
С Интернетом ситуация тоже далеко не однозначная. С одной стороны, это удобная и безграничная по объему и возможностям библиотека, особенно при знании английского языка. С другой, — привычка «скачивать» рефераты и сочинения из сети отнюдь не способствует умственному развитию школьников. И что самое печальное — люди мало уделяют внимания умственному и духовному развитию. Побеждают другие приоритеты, и один из самых важных на сегодняшний день — умение добывать деньги. И пока ученые будут зарабатывать меньше продавцов ларьков, опасность одичания нашего народа остается высокой. Не хочется думать о грустном, но если так пойдет дальше, нам останется вслед за американцами писать на инструкциях по использованию утюга: «Не гладьте одежду на теле!»
Перепечатка информации с сайта www.masagutov.ru, возможна только с указанием активной гиперссылки на источник.
2018г. Масагутов Радик Мидхатович. Все права сохранены. Психотерапевт в Уфе, Психотерапевт Уфа. Разработка сайта www.goinweb.ru |